Продолжаем знакомиться с разними видами полотенец. Сегодня разбираемся с браннцами.
БРАННИЦА - полотенце, использующееся в народе для одаривания силами стихий и природы близких людей, желанных гостей. А также ими украшали Красный Угол с Божницей, священные деревья и камни. В рисунке было заложено пожелание какого-либо блага.
Бранница ПРИХОЖАНСКАЯ. Использовалась для утирания рук. Её подавали гостям, которым хозяева были рады. Узор очень символичен – в нем закладывалась добро и благодать для человека, который пришел в гости. Отсюда и название «Прихожанский».
ХЛЕБНАЯ бранница - полотенце, использующееся для покрывания опары и завёртывания первого хлеба, а при новоселье в него заворачивали хлеб и привязывали к перекрестьию матки и батьки - двух верхних балок дома, на которых укладывалась крыша. В орнаменте использовались знаки колосьев, ростков, семени, четырехлепестковые цветы (символ зарода и дитя) вспаханной и засеянной земли, бороны, труда и т.п.
КВАШЕННИЦА - бранница, которой накрывали квашню, опару. На ней изображали чаще всего знаки берегинь, Богинь, особенно часто Живу и Ладу, нередко встречались и "лягушки".
У печи висели бранницы с изображением знаков огня и солнца – чтоб огонь не ушел из печи (подобное – к – подобному). На Подолщине их называют ПЕЧНИКИ или ОГНЁВКИ. Опять же название подсказывает назначение предмета и то, что на нем должно быть изображено.
Знаками единения, связи разных родов в единое, Лады, Сварога, Лели, Ярилы, дома, дитя и другими украшались особые РУКОБИТНЫЕ бранницы (в некоторых деревнях их называют полотенца) – на них били рука об руку родители молодых, у которых ладилась (готовилась) свадьба, ими же во время венчания или после благословения родителей связывали руки жениха и весты (сейчас «невеста» – неизвестная, в возраст вошедшая, но не обученная, а «веста» - вестимая, готовая к созданию семьи и обученная девушка).
Для полевых работ творились отдельные бранницы, с узорами плодородия, вспаханной земли, семян, на которых подносили угощения земле.Так делали в первый день пахоты, сева и жатвы и после их окончания.
По материалам Арины Никитиной.