В русской деревне вышивание было только девичьим делом – «девичьим рукодельицем, мелким щепетеньицем». Замужние женщины, как правило, за пяльцы не садились: «Жених на двор – пяльцы на стол», – говорит русская пословица. Девушка, «красующаяся за пялыма точеныма», – типичная картина тех областей, где было хорошо развито искусство вышивки. Наиболее подходящей для вышивания была весна – светлое время года, после Масленицы. Для этого девушки часто собирались вместе в избе или, когда становилось теплее, на лугу. Вышивание считалось «чистым делом», и им можно было заниматься не только по будням, но и по воскресным дням и далее в Святки, когда другие работы были запрещены. Кроме того, девушки вышивали на «гостибной неделе», то есть когда им полагалось гостить у родственников, живших в других деревнях. Вышивкой девушки украшали подарки парням, с которыми они «играли»: кисеты, кошельки, платки, ремни для гармоней, а также все, что было принято включать в состав приданого и дарить на свадьбе: полотенца, скатерти, подзоры простыней, рубахи, платки, ширинки. Вышивка выполнялась обычно льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными, золотными и серебряными нитками по белому полотну домашней выделки, при помощи пялец – «пялышек точёных» – и короткой стальной иглы. В северных губерниях любимым цветом вышивки был красный и белый, в южнорусских предпочитали красный цвет в сочетании с синим, зеленым, желтым, фиолетовым, черным. Девушки знали много декоративных швов, которыми делали узоры по цельной и разреженной ткани. Узоры девичьей вышивки были довольно сложными и казались видевшим их людям «хитроручным изрядством», «шелковидным ухищрением». На ткани изображались различные ромбы, розетки, квадраты, кресты, объединенные в бордюры, стилизованные растения, птицы – лебеди, утки, тетерки, животные – лоси, олени, кони, львы, барсы, фантастические грифоны, единороги, сирины, алконосты. Считалось, что эти узоры полны глубокого таинственного смысла, который был известен только самим рукодельницам: Да что за этим за столом да красна девица сидит, Да красна девица сидит Иринья Павловна. Да она шила-вышивала тонко бело полотно, Да тонко бело полотно да белобархатно. Да во первый раз вышивала светел месяц со лунами, Да светел месяц со лунами, со частыми со звездами; Да во второй раз вышивала да красно солнце с маревами, Да красно солнце с маревами, со теплыми облаками; Да в третьей раз вышивала сыры боры со лесами, Да сыры боры со лесами, со рыскучими зверями; Да во четвертый вышивала сине море со волнами, Да сине море со волнами, со черными кораблями, Да со черными кораблями, с мачтовыми деревами, Да с мачтовыми деревами, со белыми парусами, Да со белыми парусами, с корабельщиками; Да чтой во-пятых вышивала Божью церковь с образами, Да Божью церковь с образами, со чудными со крестами. По народным представлениям, и само вышивание – не простая «украса», а сакральный процесс. В народе говорили, что клубки ниток девушкам приносят канарейки, мотушки – кукушки, пяльцы и швейки – канарейки, а узоры вышиваются в «святые дни»: Тонка-бела сорочечка По три ноченьки вышивана, В перву ноченьку христовьскую (пасхальную. – И. Ш.), Во другу во иваньинскую (в ночь на Ивана Купала. – И. Ш.), В третью ноченьку петровьскую (в ночь на Петров день. – И. Ш.). И.Шангина "Русские девушки" #фестиваль #родники #роднаякультура #традиция