Воспоминания Ксении Петровны Гемп «Сказ о Беломорье». Игры поморской молодежи — хороводы и игрища — посчастливилось мне увидеть впервые в Петров день в 1910 году в Сюзьме, там прочно хранились старые традиции. <...> Подготовку же к хороводам самих участниц праздника, особенно девушек, которые участвовали в этих играх, впервые видела в Сюзьме и Колежме. В их тщательности особенно ярко появились сущность, значение старинной поморской игры. Серьёзное это дело — приготовление к большому празднику, очень важному для будущей судьбы его участниц. С волнением, тщательно готовились к хороводу не только девушки, но и их старшие родственницы, для которых хоровод, как они говорили, «уже заказан». Но они помнили этот праздник молодости, может быть, лучший в их жизни. В семье Деревлёвых в Сюзьме, у которых я жила летом, были две девушки. Старшая, семнадцатилетняя Саша, впервые шла как участница на хороводное гулянье, а младшая, пятнадцатилетняя Ариша, еще не вышла годами хороводы водить. Накануне праздника в большой горнице собрались все женщины: мать Саши, тётенька, крёсна и бабушка. Они обсуждали праздничный наряд девушки, вспоминали свои наряды, в которых на хороводы хаживали и женихов приваживали. Из сундуков и укладок были извлечены все праздничные девичьи сарафаны, «давешные и нонешные», станушки, повязки, почёлки, платки и платы, ленты и башмачки-выставки, которые носят только на хороводах («коротеньки сапожки красивеньки на каблучке, да лента пришита по переду, а нонешни туфли-то выступки, их запросто носят»). Долго выбирали платочек, который на хороводе девушка держит в руке. В Поморье шейный вышитый платок — первый подарок невесты жениху, его так и называют — «женихов платок». Каждая деталь наряда обсуждалась горячо, до спора, прекращала его бабушка, главная хранительница обычаев и порядков. «Забывать стали порядки-то стародавни, наряды-то девичьи не одно с нарядами мужней жены». Затем Сашу обрядили в отобранный наряд, и начались наставления, как она должна на хороводе следить за ним. Рукава надо подбивать, чтобы они всегда были пышными, воротничок-каблучок должен быть застёгнутым на пуговку под горлышко, банты под косой не вязать, ни к чему они, убор на голове (почёлок или повязка) должен скрывать «волосья», а ленты от убора в роспуск — скрывать косу девичью. Наряд Саши был скромен, ничего лишнего, это наряд девичий. Ожерелок для девушки допускался только из жемчуга или белого бисера. «Цветны-то ожерелки носить только жонкам, мужним жёнам, девку-то женчужок красит». <...> Выбрав для Саши наряд, хранительницы старопрежних порядков поучали её, как вести себя на играх. Поведение девушки и в хороводе, и на кружанье связывалось с песней, определялось её характером. Поэтому наставницы перебрали хороводные песни и Саше наказывали: «У каждой песни свой в хороводи ход; не всё уткой плавай, поведут веселую зазывную, ты веди ход с каблучка, да почаще ступай, притоптывай легонько, а протяжную распевную зачнут, ты осторожненько с носочка ступай. На круженьи попляши, и коротушки спеть можно». Бабушка сама показывала Саше, как надо держать женихов платочек. «Чего это его, как тряпку каку из руки свесила, поигрывай легонечко, показывай своё мастерство. Материнской женихов глаз всё высмотрит». К.П. Гемп. «Сказ о Беломорье»